Архив Секс и муштра29.09.2003, 11:21 Описание проекта
Секс и муштра
Поводом к выбору данной темы послужило дело обнаруженное в фонде Союза
Михаила Архангела, в котором содержатся донесения рядовых «черносотенцев» ? членов этого союза о посещениях кинотеатров Санкт-Петербурга в 1908 году. Сообщения
этих людей пронизаны чувством тревоги за состояние народной нравственности и весьма колоритны по своему содержанию, поскольку моралистический пафос в них
соединен с подробными описаниями порнографического содержания фильмов, которые
переводят кинокартинку в литературную форму, создавая у читателя эффект присутствия
на сеансе. Мы сталкиваемся со сложным культурным явлением, в котором пересекаются
различные слои сознания и вербального дискурса: мир воображаемого, психологические
комплексы, потребности политической мобилизации, гендерные стереотипы и многое
другое. Другими источниками представляемой работы стали материалы делопроизводства
таких правых организаций как Союз Русского Народа, Постоянный совет объединенных
дворянских обществ.
Поэтому данный проект ориентирован на исследование культурно-исторических процессов,
что определяет специфику применяемых методов. Общий конкретно-исторический
характер работы, позволяет опереться на принципы историзма, рассматривая любое
явление, попадающее в сферу нашего внимания, на разных стадиях его развития,
в диалектической взаимосвязи с различными полями культурного производства. Междисциплинарность
проблемы требует не только использования собственно исторических методов, но
и методов смежных научных дисциплин (социологии, культурологии). В работе используются
идеи основных направлений культурной истории ? исторической антропологии, истории
опыта, культуры памяти, а также социологии знания
Обнаруженное моральное падение воображалось «правыми» как опасное заболевание,
поразившее всю Россию и требовавшее незамедлительного лечения. Чудесным избавлением,
мнились различные техники муштры. В области образования идея контроля тела как
средства перевоспитания души по логически сконструированным программам возникла
в конце XVIII столетия. Однако именно после революции 1905 г. активизировались
попытки исправления духа посредством воспитания тела. В качестве средства излечения
духа предлагались гимнастика и военные занятия в школах, которые заменили в почвенническом дискурсе прежде почитавшиеся лекарствами древние языки.
Правые, после революционных событий 1905-07 гг., выступали с проектами милитаризации
начальной и средней школы. Одержимость гимнастикой и гигиеной парадоксальным
образом сочеталась с требованиями активизации религиозного воспитания и пропагандой
образов национальной старины.
Рабочая гипотеза исходит из того, что правые почвенники сделали одно
из важнейших открытий, относившихся к массовой психологии народных масс: патриотизм
и монархические чувства есть результат умелого производства при помощи средств
массовой информации и школы.
Эту позицию нельзя признать охранительной, поскольку охранять несуществующие
в быту устои невозможно, это скорее конструктивистский ? технократический подход,
признающий значение эффективной и массовой технологии воздействия на общественное
сознание, в основу которой заложена матрица традиционности. В данном случае
мы сталкиваемся с эффектом, обратным эффекту «исторических псевдоморфоз» (О.
Шпенглер), ? с тем, что старые формы наполняются новым, подрывным для этих форм
содержанием. Правые проекты в поле образования, формально основанные на традиционных
«русских» ценностях, предлагали только более изощренную технику разрушения «архаичных»
навыков быта и ментального освоения мира.
Резюме
Я Романов Андрей Петрович родился в 1972 г. В 1997 г. окончил исторический
факультет Челябинского государственного университета. В том же году начал работать
преподавателем кафедры Истории дореволюционной России ЧелГУ, с 1999 по 2002 г. обучался в очной аспирантуре при той же кафедре под научным руководством
проф. И.В. Нарского. В настоящий момент к защите подготовлена диссертация «Начальное
образование русского крестьянства в последней четверти XIX ? начале XX веков:
официальная политика и общественные модели». Ее тема была поддержана фондом
Спенсера и Европейским университетом в Санкт-Петербурге в рамках их совместной
программы «Развитие социальных исследований образования в России» (конкурс 2001 г., грант ? 01А-018). Сфера научных интересов ? начальное образование «народа»
с точки зрения его культурно-исторического осмысления, позволяющего комплексно
рассмотреть проблемы создания и адаптации стационарной начальной школы в русской
деревне, а также особенности осмысления этого процесса в общественной мысли
России. Результаты исследования данной темы были представлены научной общественности
на международной конференции студентов и аспирантов 2001 г. Челябинск (ЧелГУ).
3-х Всероссийских научных конференциях в Челябинске, проводившихся Челябинским
филиалом Уральской Академии труда и социальных отношений (2000, 2001, 2002 годах),
также на всероссийских конференциях в Екатеринбурге (УрГПУ) в 2001 г. и Омске
в 2002 г. (ОГУ).
Публикации
Романов А. П. Историко-статистические описания приходов в «Оренбургских
епархиальных ведомостях» в 1873-1898 годах // Исторические чтения: материалы
научных конференций «Неизвестный Челябинск» (1994), «Церковь и религия на Урале»
(1995). Челябинск, 1996. С. 153-155.
Романов А. П. Официальная политика начальной крестьянской
школы в России (2-я половина XIX ? начало XX века) // Вестник Челябинского университета.
Серия 1. История. 1998. ? 1. С. 81 ? 87.
Романов А. П. Государство и внешкольное образование
для крестьян, подготовка учителей начальной школы (конец XIX ? начало XX века)
// Вестник Челябинского университета. Серия 1. История. 1999. ? 1. С. 82 ? 86.
Романов А. П. // Россия на пути реформ: XXI век -камо
грядеши?: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: секция «Реформы
в контексте тысячелетней истории России»; УрСЭИАТиСО. Челябинск, 2000. С. 15 ? 16.
Романов А. П. Городское училище // Челябинск: Энциклопедия.
Челябинск, 2001.
Романов А. П. Внешкольное образование // Челябинск:
Энциклопедия. Челябинск, 2001.
Романов А. П. Музей начальных педагогических пособий // Челябинск: Энциклопедия,
Челябинск. 2001.
Романов А. П. Общество попечения о начальном образовании // Челябинск:
Энциклопедия. Челябинск, 2001.
Романов А. П. Воскресная школа // Челябинск: Энциклопедия.
Челябинск, 2001.
Романов А. П. Учительская семинария // Челябинск:
Энциклопедия. Челябинск, 2001.
Романов А. П. Либеральные деятели народного образования
и проблемы организации земской школы (конец XIX ? начало ХХ вв.) // Вестник ЧелГУ.
Серия 1. История. Челябинск, 2001. ? 1.С. 56-64.
Романов А. П. К вопросу об изучении истории начального образования в России
в конце XIX ? начале ХХ вв. // Многокультурное измерение исторического образования:
теория и практика. Пятые всероссийские историко-педагогические чтения. Екатеринбург,
2001. С.174-175.
Романов А. П. Парадоксы развития начального образования
в конце XIX ? начале ХХ вв. // История, культурология, право: Проблемы развития
российского общества: Материалы секции Всероссийской научно-практической конференции
«Россия на пути реформ: подводя итоги ХХ столетия». УрСЭИАТиСО. Челябинск, 2001.
С.46-38.
Романов А. П. Деятельность общества попечения о начальном
образовании в городе Челябинске // Вестник ЧелГУ. Серия 1. История. Челябинск,
2002. ? 1. С. 29-34.
Романов А. П. Дон Кихот в русской глуши (воспоминания
сельских учителей рубежа XIX ? XX вв.) // Вестник ЧелГУ. Серия 1. История. Челябинск,
2002. ? 2. С. 80-100.
Романов А. П. Конструирование исторической памяти
русских крестьян (на примере учебной литературы по отечественной истории для начальных
школ и «народа» конца XIX ? начала XX вв.) // Историк на пути к открытому обществу:
Материалы Всероссийской научной конференции. Омск, 2002. С. 57-61.
Романов А. П. Конструирование «правой» образовательной
стратегии в России (1906-1914 гг.) // Вестник Евразии. М., 2002. ? 3. С. 72-94.
Романов А. П. Сельский Учитель ? рыцарь модернизации или деревенский аутсайдер
// Человек в доиндустриальном и индустриальном обществах: Материалы международной
студенческо-аспирантской научной конференции. Вестник ЧелГУ. Серия 1. История.
Челябинск, 2002. ? 1. С. 118-119.
|