Поиск | Написать нам | FAQ
 EN | DE Международный интернет-семинар по русской и восточноевропейской истории
Добро пожаловать! О проекте Координаторы проекта Текущий проект Публикации Полезные ссылки Архив Написать нам
ЮУрГУ Южно-Уральский государственный
университет
UNI BASELUNI
BASEL
Челябинский государственный университет Челябинский государственный
университет

Архив

Секс и муштра

29.09.2003, 11:21

Описание проекта

Секс и муштра

Поводом к выбору данной темы послужило дело обнаруженное в фонде Союза Михаила Архангела, в котором содержатся донесения рядовых «черносотенцев» ? членов этого союза о посещениях кинотеатров Санкт-Петербурга в 1908 году. Сообщения этих людей пронизаны чувством тревоги за состояние народной нравственности и весьма колоритны по своему содержанию, поскольку моралистический пафос в них соединен с подробными описаниями порнографического содержания фильмов, которые переводят кинокартинку в литературную форму, создавая у читателя эффект присутствия на сеансе. Мы сталкиваемся со сложным культурным явлением, в котором пересекаются различные слои сознания и вербального дискурса: мир воображаемого, психологические комплексы, потребности политической мобилизации, гендерные стереотипы и многое другое. Другими источниками представляемой работы стали материалы делопроизводства таких правых организаций как Союз Русского Народа, Постоянный совет объединенных дворянских обществ.

Поэтому данный проект ориентирован на исследование культурно-исторических процессов, что определяет специфику применяемых методов. Общий конкретно-исторический характер работы, позволяет опереться на принципы историзма, рассматривая любое явление, попадающее в сферу нашего внимания, на разных стадиях его развития, в диалектической взаимосвязи с различными полями культурного производства. Междисциплинарность проблемы требует не только использования собственно исторических методов, но и методов смежных научных дисциплин (социологии, культурологии). В работе используются идеи основных направлений культурной истории ? исторической антропологии, истории опыта, культуры памяти, а также социологии знания

Обнаруженное моральное падение воображалось «правыми» как опасное заболевание, поразившее всю Россию и требовавшее незамедлительного лечения. Чудесным избавлением, мнились различные техники муштры. В области образования идея контроля тела как средства перевоспитания души по логически сконструированным программам возникла в конце XVIII столетия. Однако именно после революции 1905 г. активизировались попытки исправления духа посредством воспитания тела. В качестве средства излечения духа предлагались гимнастика и военные занятия в школах, которые заменили в почвенническом дискурсе прежде почитавшиеся лекарствами древние языки.

Правые, после революционных событий 1905-07 гг., выступали с проектами милитаризации начальной и средней школы. Одержимость гимнастикой и гигиеной парадоксальным образом сочеталась с требованиями активизации религиозного воспитания и пропагандой образов национальной старины.

Рабочая гипотеза исходит из того, что правые почвенники сделали одно из важнейших открытий, относившихся к массовой психологии народных масс: патриотизм и монархические чувства есть результат умелого производства при помощи средств массовой информации и школы.

Эту позицию нельзя признать охранительной, поскольку охранять несуществующие в быту устои невозможно, это скорее конструктивистский ? технократический подход, признающий значение эффективной и массовой технологии воздействия на общественное сознание, в основу которой заложена матрица традиционности. В данном случае мы сталкиваемся с эффектом, обратным эффекту «исторических псевдоморфоз» (О. Шпенглер), ? с тем, что старые формы наполняются новым, подрывным для этих форм содержанием. Правые проекты в поле образования, формально основанные на традиционных «русских» ценностях, предлагали только более изощренную технику разрушения «архаичных» навыков быта и ментального освоения мира.

Резюме

Я Романов Андрей Петрович родился в 1972 г. В 1997 г. окончил исторический факультет Челябинского государственного университета. В том же году начал работать преподавателем кафедры Истории дореволюционной России ЧелГУ, с 1999 по 2002 г. обучался в очной аспирантуре при той же кафедре под научным руководством проф. И.В. Нарского. В настоящий момент к защите подготовлена диссертация «Начальное образование русского крестьянства в последней четверти XIX ? начале XX веков: официальная политика и общественные модели». Ее тема была поддержана фондом Спенсера и Европейским университетом в Санкт-Петербурге в рамках их совместной программы «Развитие социальных исследований образования в России» (конкурс 2001 г., грант ? 01А-018). Сфера научных интересов ? начальное образование «народа» с точки зрения его культурно-исторического осмысления, позволяющего комплексно рассмотреть проблемы создания и адаптации стационарной начальной школы в русской деревне, а также особенности осмысления этого процесса в общественной мысли России. Результаты исследования данной темы были представлены научной общественности на международной конференции студентов и аспирантов 2001 г. Челябинск (ЧелГУ). 3-х Всероссийских научных конференциях в Челябинске, проводившихся Челябинским филиалом Уральской Академии труда и социальных отношений (2000, 2001, 2002 годах), также на всероссийских конференциях в Екатеринбурге (УрГПУ) в 2001 г. и Омске в 2002 г. (ОГУ).

Публикации

Романов А. П. Историко-статистические описания приходов в «Оренбургских епархиальных ведомостях» в 1873-1898 годах // Исторические чтения: материалы научных конференций «Неизвестный Челябинск» (1994), «Церковь и религия на Урале» (1995). Челябинск, 1996. С. 153-155.

Романов А. П. Официальная политика начальной крестьянской школы в России (2-я половина XIX ? начало XX века) // Вестник Челябинского университета. Серия 1. История. 1998. ? 1. С. 81 ? 87.

Романов А. П. Государство и внешкольное образование для крестьян, подготовка учителей начальной школы (конец XIX ? начало XX века) // Вестник Челябинского университета. Серия 1. История. 1999. ? 1. С. 82 ? 86.

Романов А. П. // Россия на пути реформ: XXI век -камо грядеши?: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: секция «Реформы в контексте тысячелетней истории России»; УрСЭИАТиСО. Челябинск, 2000. С. 15 ? 16.

Романов А. П. Городское училище // Челябинск: Энциклопедия. Челябинск, 2001.

Романов А. П. Внешкольное образование // Челябинск: Энциклопедия. Челябинск, 2001.

Романов А. П. Музей начальных педагогических пособий // Челябинск: Энциклопедия, Челябинск. 2001.

Романов А. П. Общество попечения о начальном образовании // Челябинск: Энциклопедия. Челябинск, 2001.

Романов А. П. Воскресная школа // Челябинск: Энциклопедия. Челябинск, 2001.

Романов А. П. Учительская семинария // Челябинск: Энциклопедия. Челябинск, 2001.

Романов А. П. Либеральные деятели народного образования и проблемы организации земской школы (конец XIX ? начало ХХ вв.) // Вестник ЧелГУ. Серия 1. История. Челябинск, 2001. ? 1.С. 56-64.

Романов А. П. К вопросу об изучении истории начального образования в России в конце XIX ? начале ХХ вв. // Многокультурное измерение исторического образования: теория и практика. Пятые всероссийские историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 2001. С.174-175.

Романов А. П. Парадоксы развития начального образования в конце XIX ? начале ХХ вв. // История, культурология, право: Проблемы развития российского общества: Материалы секции Всероссийской научно-практической конференции «Россия на пути реформ: подводя итоги ХХ столетия». УрСЭИАТиСО. Челябинск, 2001. С.46-38.

Романов А. П. Деятельность общества попечения о начальном образовании в городе Челябинске // Вестник ЧелГУ. Серия 1. История. Челябинск, 2002. ? 1. С. 29-34.

Романов А. П. Дон Кихот в русской глуши (воспоминания сельских учителей рубежа XIX ? XX вв.) // Вестник ЧелГУ. Серия 1. История. Челябинск, 2002. ? 2. С. 80-100.

Романов А. П. Конструирование исторической памяти русских крестьян (на примере учебной литературы по отечественной истории для начальных школ и «народа» конца XIX ? начала XX вв.) // Историк на пути к открытому обществу: Материалы Всероссийской научной конференции. Омск, 2002. С. 57-61.

Романов А. П. Конструирование «правой» образовательной стратегии в России (1906-1914 гг.) // Вестник Евразии. М., 2002. ? 3. С. 72-94.

Романов А. П. Сельский Учитель ? рыцарь модернизации или деревенский аутсайдер // Человек в доиндустриальном и индустриальном обществах: Материалы международной студенческо-аспирантской научной конференции. Вестник ЧелГУ. Серия 1. История. Челябинск, 2002. ? 1. С. 118-119.

Комментарии (2)

URC FREEnet

координаторы проекта: kulthist@chelcom.ru, вебмастер: