Архив Конструирование исторической памяти09.11.2006, 11:36 А.П.Романов
Конструирование
исторической памяти русских крестьян в к. XIX - нач. XX вв.
Тема исторической памяти, ее рождения, передачи из поколения в поколение и трансформации во времени, в последнее время становится одной из центральных тем исторической науки. Естественная историческая память социальных групп, в особенности крестьянства, которое, по определению П. Нора, и ?являлось по преимуществу памятью?, под воздействием всеобщего образования, окончательно победившего традиционное крестьянское обучение в России только в XX веке, серьезно трансформировалась. Большую роль в этом процессе играла профессиональная историография, достижения которой в эпоху всеобщего образования, подвергаясь предварительно известному упрощению, транслировались в широкие народные массы. В конце концов и естественная память, и вновь возникавшая память нации становятся объектом интереса исторической науки. Таким ?местом памяти? стали и многочисленные учебные пособия, и учебники, предназначенные для начальной школы, а также популярная литература ?для народа?, появлявшиеся в разных европейских странах на протяжении XIX-XX вв. В свое время они сыграли огромную роль в становлении национального самосознания европейских народов, предлагая ясные и доступные сознанию простолюдинов исторические образы, которые возбуждали национальную гордость и готовили человеческий материал для решения вновь образовавшимися национальными государствами своих геополитических и внутриполитических задач.
Традиционные исторические представления русских крестьян даже в конце XIX в. носили мифологический характер. В них причудливо переплетались отголоски реально случившихся событий и поэтический вымысел. К тому же, крестьянская память была отчетливо региональной, а не общенациональной и не содержала в себе образов, с помощью которых можно было строить историческое сознание, вокруг монархической имперской парадигмы в случае консерваторов, либо парадигмы национальной в случае с либералами.
В России в конце XIX ? начале XX века также появилось большое количество учебной литературы исторического характера, предназначенной для народа, которая была призвана выполнять те же задачи, какие выполняла аналогичная литература в Европе. Учебные пособия и популярная историческая литература ?для народа? становились своеобразным местом встречи ?большой? (городской) и ?малой? (крестьянской) культур. Создатели пособий воспроизводили в них модель некоего ?реального? крестьянина, присущую их сознанию и опиравшуюся на опыт взаимодействия с мнимыми или настоящими крестьянами. Эти ментальные модели оказывали влияние на отбор исторического материала и нарративные стратегии их изложения. Однако в российской историографии невозможно обнаружить примеры систематического изучения этой литературы в контексте становления нового типа общественного сознания, связанного с ?воображаемым сообществом? - нацией. В этой связи, задачи проекта состоят в том, чтобы обнаружить стратегии культурного воздействия на актуальную историческую память крестьян; выявить наиболее востребованные исторические образы; установить связь предлагаемых образов и стратегий с политическими позициями конструкторов крестьянского просвещения; проследить внутреннюю логику и вариативность исторических моделей предлагавшихся крестьянам.
Таким образом, проект ориентирован, прежде всего, на исследование культурно-исторических процессов, что определило специфику применяемых методов. Учитывая общий конкретно-исторический характер исследования, позволяющий опираться на принципы историзма, рассматривая любое явление на разных стадиях его развития в диалектической взаимосвязи с различными полями культурного производства, а также междисциплинарность проблемы, требующей не только использования методов смежных научных дисциплин ( исторической антропологии, культуры памяти, истории опыта, социологии), но и их синтеза при главенстве собственно исторических методов. Мы предполагаем провести исследования процессов культурных трансформаций на примере начальной школы для русских крестьян, литературы для народа, отзывов самих крестьян об этих процессах. Известные аналоги можно обнаружить в работах Т. Шанина, Б. Иклофа, Дж. Брукса.
Я вижу научное значение собственного проекта в попытке соединения традиции крестьяноведческих исследований с исследованиями в области политической и культурной историй, поскольку его реализация должна содействовать изучению ответной реакции крестьян на попытки переформатировать их историческую память и культуру. Это в свою очередь позволит детализировать научные модели трансформации традиционного общества в России и лучше понять специфику исторического сознания простого ?советского? человека, которое оказалось весьма живучим, несмотря на все перемены последних лет.
Интерес к заявленной теме возник как результат изучения опыта внедрения начальной школы в русскую деревню. Этот опыт оказался востребованным тоталитарными политическими проектами для выработки технологий манипулирования массовым сознанием населения в целях создания новых образцов коллективной идентичности. Он был также ценен тем, что показывал возможность внедрения в традиционную среду ценностей, ранее ею не разделявшихся, и демонстрировал потенциал использования традиционных культурных символов и организационных форм для продвижения рационально сконструированных преобразовательных мероприятий. В теме данного проекта выразился мой интерес еще к одному аспекту изучения процессов социализации крестьянства. Проект, т.о., расширяет сферу моих предшествующих исследований культурных и организационных стратегий воздействия начальной школы и просветительской деятельности на сознание крестьян, за счет изучения конкретной литературы и мероприятий, направленных на привитие крестьянам новой исторической памяти в целях их политической мобилизации.
Результатом будет подготовка большой статьи, которая может стать главой будущей докторской диссертации посвященной проблемам культурного воздействия школы и просветительской деятельности на быт и сознание русского крестьянства. План работы: 2007-2008 гг. - архивная работа в Центральном историческом архиве Москвы (материалы попечителя Московского учебного округа, личные фонды общественных деятелей народного просвещения), Государственном архиве Российской Федерации (сведения о пропагандистской деятельности политических партий, в которой активно использовались исторические образы), Российском Государственном историческом архиве (фонды ученого комитета МНП в которых концентрированы сведения о конкурсах на издание учебников по отечественной истории ?для народа? и материалы, касающиеся отбора учебной литературы для начальных школ), а также в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга, где хранится сама литература. 2009 г. - подготовка и издание монографии.
|