Архив Влияние локальной социокультурной и академической среды на научную жизнь университетских студентов-историков Москвы и Петербурга в 80 ? первой половине 90-х гг. XIX в. (компаративный анализ на примере научных обществ П. Г. Виноградова и О. Ф. Миллера)03.10.2003, 11:13 Проблемы академической жизни российского университетского студенчества рубежа
веков рассматривались автором в предшествующей работе (см. информацию об авторе).
Она была посвящена обзору академической жизни студентов историко-филологического
факультета Московского университета на примере общества П.Г. Виноградова и носила
большей частью описательный характер.
Данный научный проект в
тематическом смысле является продолжением уже проделанной работы. Вниманию
участников виртуального коллоквиума будет представлен подробный анализ двух
студенческих научных обществ, существовавших в 80-90-е гг. XIX века и являвшихся типичными субъектами академической жизни обеих столиц:
студенческого научного общества П.Г. Виноградова в Московском университете и
студенческого научно-литературного общества О.Ф. Миллера в Петербургском
университете.
В качестве методологической основы научного проекта был выбран сравнительный
(или компаративный) метод исследования социально-исторических субъектов,
предложенный французским историком,
одним из основателей школы ?Анналов? Марком Блоком. Данный метод весьма широко
распространен в медиевистике и работах по новой истории Западной и Центральной
Европы. Основу его составляют: 1). Выявление критериев, отличающих два субъекта
исследования друг от друга и подчеркивающих их оригинальность; 2).
Интерпретация выявленных критериев с учетом максимального числа факторов,
влияющих на их формирование (прежде всего, факторов ментального и культурного
свойства).
Хронологический период с 1880 по середину 1890-х гг. XIX в. выбран автором не случайно. Это
время максимального отстранения российского студенчества от участия в
общественно-политической жизни страны и наибольшей углубленности его в иные
сферы: учебу, науку и различные формы досуга. Данный период наиболее удобен для целостного взгляда на универсантов как
на объект культурной жизни, в том числе анализа различных форм организации
академической жизни российских студентов, выражавшейся прежде всего в различных
обществах, кружках и организациях. Это и является задачей предлагаемого
научного проекта.
Безусловно, краеугольным камнем его
источниковой базы станут материалы
личного происхождения (мемуары и воспоминания учащихся высших учебных
заведений, профессорско-преподавательского состава: П.Н. Милюкова, А.А.
Кизеветтера, Н.И. Кареева, Ю.В. Готье, М.М. Богословского, С.К. Богоявленского,
А.Ф. Керенского и многих других), а также источники аналогичного характера,
содержащиеся в периодической печати того времени (журнал ?Исторический вестник?,
Журнал Министерства народного просвещения и др.). К разработке данного научного
проекта были привлечены также архивные источники, которым отведена
вспомогательная роль (Центральный Государственный Исторический Архив г.
Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Фонд 14).
Содержанием проекта станет
рассмотрение следующих факторов, воздействовавших на академическую жизнь
университетского студенчества Москвы и Петербурга:
1). Влияние локальной социокультурной среды на университетское
сообщество как таковое (под ней подразумевается взаимоотношение ?университет ?
город? и его качественные характеристики).
В Москве вышеупомянутое
взаимоотношение носило характер культурной оппозиции и противостояния. В 80 ?
первой половине 90-х гг. XIX в. Москва являлась патриархальным городом с мощными
сословными и ценностными традициями, уходящими своими корнями в дореформенный
период. Университет с его идеалом вселословности, приоритета образования и
воспитания личности перед ее социальным статусом был значительно дистанцирован
от города и его жизни. Стремление к сохранению идентичности, ?своего лица?,
стало фактором, в немалой степени определившим облик московской профессуры в
данный период и способствовало сохранению статуса Московского университета как
академической столицы Российской империи.
Петербургский университет, напротив, составлял с городом единое и
органичное целое, так как оба являлись продуктами европейской культуры. Здесь
профессорская университетская среда оказалась несколько растворенной в общем
духе города, что и отодвинуло ее на второй план.
2). Внутриуниверситетская академическая среда и ее роль в формировании
студенческих научных сообществ (взаимоотношения учащейся молодежи с
профессорско-преподавательской корпорацией, межличностные взаимоотношения среди
студентов как способ организации внутренней жизни указанных научных обществ).
В этих условиях было сформировано
особое восприятие преподавательского состава Московского университета глазами
его учащихся, которое характеризуется наличием ?профессоров ? кумиров аудитории?
(В.О. Ключевский, В.И.Герье, П.Г. Виноградов и др.). Мемуары студентов
буквально пестрят восторженными, подчас пафосными характеристиками в их адрес.
Отсутствие критики, безусловная авторитетность и восхищение стали здесь
определяющими при оценке студентами своих старших коллег. Это, в свою очередь
наложило значительный отпечаток на формы организации студенческой научной
жизни. Возникавшие исторические общества были, как правило, немногочисленными
по своему составу, состоящими исключительно из студентов
историко-филологического факультета (или даже какого-либо его отделения). Их
центром всегда являлась фигура популярного и уважаемого профессора или
приват-доцента, которая объединяла всех членов кружка единой научной проблемой
или идеей. Межличностные связи в этих обществах носили в основном неформальный
характер и были довольно устойчивыми, сохранявшимися даже после окончания
университета.
В Петербургском университете бытовало несколько иное отношение студенчества
к своим преподавателям. Это более критичное отношение к различным представителям
университетской корпорации (С.Ф. Платонову, Н.И. Карееву, О.Ф. Миллеру, И.М.
Гревсу и др.), здесь мы не увидим той восторженности и пафоса, которая явно
наличествует у их московских собратьев. И студенческая академическая традиция
Петербургского университета имела ряд особенностей: исторические общества также
возникали вокруг фигуры уважаемого профессора, но были менее стабильными во
внутреннем отношении. Они более пестры по своему составу и зачастую включали
в себя студентов практически всех факультетов. Узкопрофильнось для них не была
характерной. А кроме того, в их существовании сильна тяга к официальности и
формализации (создание уставов, внутренних структур, внутренняя иерархия и др).
Краткая информация об авторе научного проекта
Ф.И.О.: Краснов Павел Владимирович.
Возраст: 20 лет.
Статус: Студент IV курса исторического факультета ЧелГУ.
Контактный телефон: (3512) 79?61?02.
E?mail: krasnov82@inbox.ru
Образование: Неполное высшее.
Сфера научных интересов: Проблемы социальной и социокультурной истории
российской учащейся молодежи на рубеже XIX ? XX веков (с 1880-х гг. по 1904
г.)
Участие в конференциях:
1).Всероссийская научная конференция ?Историк на пути к открытому обществу?
(20 ? 22 марта 2002 года, г. Омск, Омский государственный университет).
2). XXVI научно-практическая студенческая конференция ?Студент и научно-технический
прогресс? (24 апреля 2002 года, г. Челябинск, Челябинский государственный университет).
Список публикаций
1). Краснов П.В. Страница академической жизни студентов-историков Московского
университета: о научном обществе П.Г. Виноградова 80 ? 90-х гг. XIX века.//Историк
на пути к открытому обществу. Материалы Всероссийской научной конференции. Омск,
2002. С. 124 ? 126.
2). Краснов П.В. Страница академической жизни студентов-историков Московского
университета: о научном обществе П.Г. Виноградова 80 ? 90-х гг. XIX века.//Вестник
Челябинского университета, Серия 1 ? История, 2002, ? 2. С. 175 ? 176.
|