Поиск | Написать нам | FAQ
 EN | DE Международный интернет-семинар по русской и восточноевропейской истории
Добро пожаловать! О проекте Координаторы проекта Текущий проект Публикации Полезные ссылки Архив Написать нам
ЮУрГУ Южно-Уральский государственный
университет
UNI BASELUNI
BASEL
Челябинский государственный университет Челябинский государственный
университет

Архив

Когда я вырасту, буду космонавтом!

?Покоренный космос? и ?счастливое детство? служили в советском обществе одновременно и властной установкой, и символическим концентратом надежд, ожиданий, ощущения свободы, с которыми в массовом сознании было связано будущее

08.10.2009, 17:59

Лариса Коновалова
аспирант Южно-Уральского государственного университета(Челябинск)


Когда я вырасту, буду космонавтом!
Культ космоса во властных практиках и восприятии детей в конце 1950х ? 1960-е гг. (1)

?Покоренный космос? и ?счастливое детство? служили в советском обществе одновременно и властной целеполагающей установкой, и символическим концентратом надежд, ожиданий, ощущения свободы, с которыми в массовом сознании было связано будущее. Поэтому группа школьников, переодетых в самодельные скафандры и шлемы, и в таком виде выступавших на первомайской демонстрации, были воплощением оптимизма в квадрате (2). Многим мальчишкам, рожденным после апреля 1961 г., было суждено жить с именем Гагарина в буквальном смысле: сотни тысяч женщин решили назвать сыновей ?обязательно Юрием? (3).
В историографии ?космическая? тема представлена обширной литературой, львиную долю которой до недавнего времени составляли исследования, посвященные сравнению конкурирующих стратегий пропаганды СССР и США в условиях ?холодной войны? (4). В современных работах интерес к космосу очерчен рамками истории повседневности советского общества (5), а также попытками представить процесс демонтажа и обновления культа космонавтов в постсоветскую эпоху (6).
В данной статье, используя междисциплинарный инструментарий, я попытаюсь представить культ космоса как текст, благодаря которому становится возможным прочтение властных стратегий и дискурсивных практик, направленных на формирование детства, а также их усвоения и ?утилизации? детским восприятием. В работе я опираюсь преимущественно на источники локального происхождения. В первую очередь, это материалы Государственного Архива Челябинской области (ОГАЧО): приказы и постановления Исполкома и ГорОНО, отчетная документация Дворца пионеров и школьников им. Крупской, стенограммы радиопередач для детей из фонда радиовещания. Кроме того, я обращаюсь к печатным СМИ локального значения ? газетам ?Челябинский рабочий? и ?Сталинская смена?. Ценные сведения об инсталляции культа космоса в жизнь детей содержит коллекция фотографий музея челябинской школы ? 1. С целью реконструкции культа космоса в восприятии детей я использую примеры детского письменного и изобразительного творчества, опубликованные в периодических изданиях ?Мурзилка? и ?Уральские огоньки?, а также материалы автобиографических интервью, проведенных с информантами, рожденными в 1945-1955 гг. в Челябинске.
Далее необходимо уточнить основные возрастные и хронологические категории. Нижнюю временную границу определяет 1957 г., ознаменованный запуском первого спутника, верхнюю ? июнь 1971 г., вошедший в историю в связи с неудачным приземлением корабля ?Союз-11?, вызвавшим серьезный общественный резонанс. В хронологии данного временного отрезка важную роль играет также 1968 г. ? смерть Ю. Гагарина, с которой утрачивается романтика, персонифицированная в образе ?пионера космоса?. В центре моего внимания находятся дети в возрасте от 7 до 13-14 лет (7), городские школьники, еще не обремененные проблемой выбора будущей профессии всерьез, но уже с возложенной на них миссией ?агентов?, связывавших настоящее с грядущим ?коммунистическим будущим?.
Начиная с 1957 г. космос все больше наполнял собой пространство повседневной жизни детей, будь то лестницы для лазания в форме ракеты на игровых площадках, самодельные макеты ракет в школьных классах (8), ?сокровища? детских коллекций ? почтовые марки, значки и вымпелы с космической тематикой. Космос составлял основное содержание нового жанра литературы ? советской фантастики (9). Наконец, апогей ритуализированного чуда ? праздник Нового года, был немыслим без визита ?марсиан?, инсценированного полета на Луну (10) и т.д. Повсеместное внедрение культа космоса изменило топографию многих городов Советского Союза; так, например, парк Культуры и отдыха в г. Челябинске в 1962 г. был переименован в честь Ю. Гагарина.
Культ космоса институционализировался в бесчисленных технических кружках и аэроклубах, открывавшихся в 1950-1960-е гг. повсеместно при районных дворцах культуры и домоуправлениях. Городская власть возлагала на них большие надежды не столько в связи с задачей привития их питомцам специальных практических навыков, сколько в борьбе с детской безнадзорностью. Одновременно во многих крупных городах Советского Союза (11) вслед за новой волной преследования церкви началось возведение ?небесных храмов ? ? планетариев с целью популяризации научно-технических знаний и ведения атеистической пропаганды. В Челябинске планетарий начал работу в 1956 г. (12) Он находился в центральной части города, в перестроенном здании Александро-Невской церкви в детском парке на Алом поле, где ранее была запланирована детская техническая станция (13). В условиях всеобщего интереса к космосу закономерным событием в жизни воспитанников Дворца пионеров и школьников им. Крупской стало открытие в 1962 г. клуба ?Будущих космонавтов? (14). Своеобразным ?нормативным документом? служила ?Космическая книга? (15) с принятыми участниками клуба ?заповедями?, созвучными общепринятым пионерским нормам (16). Структура клуба имела много общего с военной иерархией: все кружки во Дворце были переименованы в эскадрильи, утверждены должности стрелка-радиста, штурмана, командиров, начальника штаба (17). В целом, номенклатурная и символическая организация клуба обнаруживает преемственность традиции, созданной на основе культа летчиков предшествующей эпохи. Со слов методиста музея Дворца ?немножко это было военизированное дело? (18) с элементами физической подготовки. Тем не менее, клуб ?Будущих космонавтов? не являлся детской формой мужского клуба по интересам. Его участницы, как и многие советские девочки, связывали с космосом возможность самореализации в социально значимых, преимущественно женских профессиях: ?Все мальчики наши хотят стать космонавтами, лететь на Луну, на Венеру, на Марс. А девочки тоже говорят, что полетят, хотят быть врачами на кораблях-спутниках? (19). На детском стремлении в космос в конце 1950-х ? 1960-е гг. строилось большинство воспитательных и дисциплинарных практик, будь то стимулирование и контроль успеваемости в школе, гигиены, физического развития и т.д. Школьные классы соревновались в выполнении ?общественно-полезных? дел за звание ?Спутника семилетки? (20). Сильное влияние культа космоса на детскую аудиторию объяснимо его нацеленностью на одну из главных ?болевых точек? детской психологии ? стремление быть похожим на ?своего? героя.
В медийном образе центральной фигуры культа космоса ? Гагарине, по мнению писателей П.Вайля и А.Гениса, предельно концентрированно реализовалась вера в советские идеалы (21). Для взрослых первый космонавт ?со своей образцовой биографией простого сельского парня олицетворял так называемое ?русское чудо?, согласно которому Советскому Союзу за кратчайшее время удался прыжок ?от мужика до спутника?? (22). Для детей он, прежде всего, воплощал идеал ?прилежного школьника?: ?Прежде чем стать первым космонавтом, Юрий Гагарин был хорошим учеником. Любил физику, математику, технику. Без знания их штурм космоса невозможен? (23). Космонавты по определению были лишены даже малейших недостатков, общеизвестно было то, что ?они добрые и умные? (24). Поэтому отсутствие в СМИ доказательств высоких школьных показателей ? дневников, фрагментов сочинений, наконец, аттестата зрелости Гагарина и других космонавтов не должно было вызывать у детей сомнения в их наличии. Согласно этой схеме, чтобы полететь в космос, пионеру нужно быть физически крепким, хорошо учиться, а все остальное ? дело техники и науки, и, ни много, ни мало, всего советского народа: ?Все, что имеет наша Родина, она дала своему посланцу, когда снаряжала его в первый межзвездный полет. Лучшие ученые, конструкторы и умелые рабочие ? целая армия знающих, способных людей готовила корабль ?Восток? и его капитана? (25). Полет Гагарина в космос представлялся результатом развертывания глобального исторического сценария, кульминацией которого должно быть построение коммунизма: ?? пришел семнадцатый год. Наш трудовой народ во главе с Коммунистической партией совершил величайшую в мире революцию и стал переделывать свою страну. ? По ленинскому плану тысячи простых людей овладели знаниями. ? никто не сомневался, что первым отправится в космос советский человек? (26). Бравируя космосом, постулировался приоритет советской науки в мире и ее монопольное право на все значимые открытия и достижения, к которым школьный учебник относил, прежде всего, строительство атомных станций, запуск искусственного спутника Земли (27). Освоение человеком космоса стало решающим аргументом в пользу материалистической парадигмы и мгновенно был взято на вооружение ?агентами? атеистической пропаганды. Так, например, ученица седьмого класса Н. Гильфанова рассказывала радиожурналисту о школьном вечере на тему ?Человек и космос?: ?Мы хотим рассказать, что хозяином космоса есть и будет человек, а не бог. Откуда ему там взяться, так как придумал его человек. Мальчики ? будут дежурить у телескопа. В этот телескоп может заглянуть каждый, чтобы убедиться, что бога нигде на небе нет? (28).
Механизм обратной связи с Ю. Гагариным и другими космонавтами инсценировался СМИ, педагогами и пионерскими активистами в привычной для того времени форме переписки. Широко распространенная практика написания коллективных писем героям Великой Отечественной Войны, ветеранам труда, своим ровесникам из стран социалистического лагеря, космонавтам служила способом интеграции детей в общественно-политическую жизнь и предавалась публичной огласке (29). ?Просвеченные? школьной цензурой детские послания представляли собой пример формализованного кода для выражения патриотических чувств и были призваны демонстрировать усвоение детьми основных жизненных задач. Так, например, участники упомянутого ранее клуба ?Будущих космонавтов? отправили первому космонавту Гагарину и всем ?небесным братьям? почетные членские удостоверения (30). Гагарин ?отвечал? на страницах детских печатных изданий патриотически-просветительским наративом, рассуждая о мире, гражданском долге, о роли школы в судьбе подрастающего поколения: ?Дорогой друг, если у тебя будут трудности и даже неудачи, тебе всегда поможет коллектив? (31). Как правило, в программу визита космонавтов в той или иной город, входило посещение одной из местных школ.
Только успехи советской космонавтики были достойны внимания детской аудитории. Журнал ?Мурзилка?, рассказывая читателям о запуске первого спутника 4 октября 1957 г., приписывал подопытной собаке по кличке Лайка почти интеллектуальные качества: ?Перед полетом собаку долго тренировали. Она научилась есть понемногу и в определенное время. Ее приучили не бояться сильных толчков при взлете ракеты. И все время полета Лайка вела себя спокойно? (32). Но о том, что ?первый космический пассажир? не вернулся на Землю, детям лишь намекнут постфактум и как будто между делом в 1960 г., воспевая запуск третьего корабля-спутника и его приземление с дворнягами Белкой и Стрелкой и целым зверинцем на борту: ?Прежние спутники не возвращались на Землю. А теперь наши ученые сумели так сделать, чтобы корабль из космоса вернулся? (33). Взрослые не могли дискредитировать всесильность советской науки в глазах детей. В результате космос приобретал черты загадочного природного явления, вместе с тем, безопасного, подлежащего исследованию и подчинению ?советскому человеку?, о чем в 1960-е гг. пелось в ?гимне? романтиков ?И на Марсе будут яблони цвести? (34). ?Гуру? детских СМИ и печатных изданий пытались замаскировать под пропагандистской эйфорией информационный вакуум фактов, относившихся к космической тематике. Сведения, не подлежавшие обнародованию детской публике, подменялись абстрактными понятиями и эпитетами ?мечта?, ?чудесный?, ?загадочный? и пр. (35) Однако, это не умаляло ее притягательности, стимулируя детское творчество к созданию ?собственного? космоса и встраиванию его в детскую модель мира (36). В результате мыслительной и чувственной переработки детским восприятием культ космоса, превратившись в новый с точки зрения функции и содержания ?продукт?, позволяет оценить эффективность властных практик с одной стороны, а также детские стратегии его ?утилизации? ? с другой.
Приступая к анализу источников, авторство которых принадлежит детям, стоит отметить их плохую сохранность по причине своей обыденности и неконкурентоспособности с семейной и школьной фотографией, фиксировавших значимые события и подлежавших хранению. Поэтому я была вынуждена обратиться к материалам, опубликованным в различных изданиях, принимая во внимание ?менеджмент? взрослых и роль ?социального заказа? в их создании. Детские конкурсные тексты были чрезмерно канонизированы, поэтому представленные в них сюжеты симптоматичны пропагандистским и педагогическим стратегиям ?приручения? их авторов к официальному дискурсу, прежде всего, в области внешней политики. На полях вымышленных космических сражений роль бесспорного победителя отводилась СССР. Так, Е. Беленький, ученик 6-го класса, инсценируя межпланетный диалог Марса и Юпитера, от лица последнего немного в провокативном тоне пишет: ?Ты же отлично знаешь, Марс, что ничто не остановит советские ракеты. Их делают не такие люди, которые могут отступиться от намеченной цели. Ты, кажется, забыл это?? (37)
Другой формой детского постижения действительностью является рисование. Понимая его как личную культурную практику (38) и интерпретируя рисунок как свободный фантастический текст (39), мы получаем доступ к сумме опытов и кодов внутреннего психосоциального развития его автора. В рисунках детей младшего школьного возраста доминирует оптимистическая сине-желто-оранжевая гамма. Сюжетно и композиционно они очень схожи с образцами советской массовой изобразительной традиции 1960-х гг.: настенными панно и мозаиками (40), плакатами и открытками, на которых ракета, взмывая в темно-синее небо, устремляется на Луну (41). Надпись ?СССР? на борту, форма ракеты и ее конструкция (42) свидетельствуют о стремлении авторов к фактологической точности. Примечательно, что в ?детском? космосе отсутствуют взрослые: изображаемых космонавтов отличают явно детские очертания фигуры (43); он не подчиняется законам физики и в нем возможно все, что вмещает в себя детская фантазия. Таким образом, вымышленное космическое пространство служило сценой, на которой разыгрывалась внутренняя драма ребенка, заключавшаяся в зависимости от взрослых: ?Таня каждый день мечтает / О полете на Луну. / Только мама не пускает / В дальний путь ее одну?? (44). При этом, освобождение от бдящего взора ?контролеров? представлялось достижением естественного компромисса: ?Наконец-то разрешила / Мама дочке полететь, / Только чтобы не шалила / И не вздумала болеть ?? (45). Необходимость удовлетворения своих потребностей и стремления к самостоятельности реализовывалась детьми в попытках практического освоения космоса при помощи доступных средств: изготовлении самодельных ракет. Так, ученик второго класса из г. Мары С. Таранник в письме в журнал ?Мурзилка? делился опытом создания и испытания самодельной ракеты и рассуждал о последствиях нарушения границ дозволенного: ?Это было 5 апреля. В это утро встал я рано, умылся, позавтракал, сделал уроки. В свободное время я стал изобретать ракету. Взял пластилин, перо, бумагу и резинку. ? Когда ракета была готова, я к ней привязал нитку и зажег ее. Когда дошла нитка до бумаги, ракета поднялась вверх. Перо пробило потолок ? загорелась фанера. Я очень испугался. Думал, будет пожар, но все обошлось хорошо. За это изобретение мне крепко попало от мамы? (46).
Устойчивость любой идеологической модели, в том числе, и культа космоса, может быть проверена, выдержав испытание временем. Проводя автобиографические интервью, я столкнулась с парадоксальной ситуацией ? ?космические? сюжеты в рассказанных информантами историях отсутствовали полностью и ?активировались? интервьюером. В итоге повествование превращалось в набор официальных паролей. Так, А. Бергман, проживавший в 1950-1960-е годы в Металлургическом районе, на вопрос о полете человека в космос, как будто отзываясь на призыв диктора радио запомнить мгновения 12 апреля 1961 г., так как ?они уже принадлежат истории? (47) отвечал: ?А потом Гагарин. Тоже весну эту помню, когда запустили Гагарина. Погода была замечательная, сухо было, когда запустили Гагарина? (48). Данный факт можно попытаться объяснить некой отстраненностью, а также невписываемостью культа космоса в текст личных переживаний и опытов: ?Ну а вот эти куски ракеты ? они либо мимо меня, либо я мимо них? (49).
Культ космоса с присущим ему особым коллективистским азартом служил эффективным педагогическим и идеологическим инструментом, направленным на всецелое конституирование детского пространства. Адаптированный же детским восприятием, он выражал заявку на освобождение от контроля взрослых и потребность в самостоятельности, и, не будучи замеченной, она повлекла за собой чувства пресыщения и отстраненности. Возможно, этим объясняется полоса забвения, настигнувшая культ космоса в 1980-е гг. и ностальгическое возрождение, но уже в ином качестве в 1990-е гг.

1. Статья подготовлена в рамках проекта ?Городские детские пространства в Челябинске в период хрущевской ?оттепели?, 1953-1964?, осуществляемого при финансовой поддержке фонда им. Герды Хенкель (грант AZ 03/SR/08).
2. Коллекция музея школы ? 1 в г. Челябинске. Фото ? 1.
3. Челябинский рабочий. 1961. 15 апреля.
4. Kluge R. Der sowjetische Traum vom Fliegen. Analysevergleich eines gesellschaftlichen Ph?nomens. M?nchen 1997; Schwartz M. Die Erfindung des Kosmos. Zur sowjetischen Science Fiction und popul?rwissenschaftlichen Publizistik von Sputnikflug bis zum Ende der Tauweterzeit. Frankfuhrt, 2003; Asif A. Siddigi, Sputnik and the Soviet Space Challenge. Gaineswille, 2000.
5. Рютерс М. Детство, космос и потребление в мире советских изображений 1960-х гг.: к вопросу о воспитании оптимизма в отношении будущего // Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия: сб.ст. Челябинск. 2008. С. 451-472.
6. Гества К. Юрий Гагарин ? ?Колумб космоса?. Культура памяти и культ космонавтов в транснациональной перспективе // Траектория в сегодня: россыпь историко-биографических артефактов: (к юбилею профессора И.В.Нарского). Челябинск, 2009. С.329-358.
7. Ряд исследователей называет этот период жизни ребенка ?вторым детством?. О вариантах классификации детского возраста см.: Бреева Е. Б. Дети в современном обществе. М, 1999. С. 21.
8. Коллекция музея школы ? 1 в г. Челябинске. Фото ? 2.
9. К примеру, в 1961 г. в журнале ?Юный техник? был опубликован роман Г. Гуревича ?Прохождение Немезиды?. Большой популярностью пользовались произведения советских фантастов А.П.Казанцева ?Внуки Марса?(1963), Г.С.Мартынова ?Звездоплаватели? (1960) и др.
10. Челябинский рабочий. 1960. 5 января; Праздник новогодней елки. Пенза, 1959. С. 22-24.
11. Первый планетарий в СССР был построен в Москве в 1929 г. В 1951 г. планетарий открылся в Костроме, в 1954 г. ? в Волгограде, в 1959 г. ? в Астрахани, в 1968 г. в Перми. См.: http://www.astrogalaxy.ru/732.html /> 12. Астафьева Л.В. Планетарий Челябинский // Челябинск: энциклопедия. Челябинск, 2001. С. 650.
13. ОГАЧО. Р-220. Оп. 14. Д. 54. Л. 33.
14. Челябинский рабочий. 1963. 13 апреля.
15. Челябинский рабочий. 1963. 13 апреля.
16. Согласно ?заповедям?, ?будущий космонавт?, должен быть любознательным, проявлять самостоятельность и обходиться ?без нянек?, непрерывно трудиться, заниматься спортом и ?дружить с песней?. См.: ОГАЧО. Ф. 1624. Оп. 1. Д. 59. Л. 2.
17. ОГАЧО. Р-1282. Оп. 2. Д. 247. Л. 204.
18. При содействии педагогов Челябинского авиационного училища ЧВВАКУШ участников клуба ?Будущих космонавтов? учили маршировать, знакомили с правилами укладки парашюта. Интервью с Н.Т. Вихаревой, методистом музея Дворца пионеров и школьников им. Крупской. Записано 12.09.2008.
19. ОГАЧО. Р-1282. Оп. 2. Д. 244. Л. 114.
20. Горит пионерский огонек. Челябинск, 1964. С. 25.
21. Вайль П., Генис А.Советское барокко // Собр. соч. в 2-х т. Екатеринбург, 2003. Т. 1. С. 344.
22. Цит. по: К. Гества, Юрий Гагарин ? ?Колумб космоса?. Культура памяти и культ космонавтов в транснациональной перспективе // Траектория в сегодня: россыпь историко-биографических артефактов: (к юбилею профессора И.В.Нарского). Челябинск, 2009. С. 340.
23. ОГАЧО. Р-1282. Оп. 2. Д. 244. Л. 112.
24. Вайль А., Генис П. 60-е. Мир советского человека // Собр. соч. в 2-х т. Екатеринбург, 2003. Т. 1. С. 529.
25. Мурзилка. 1961. ? 6. С. 6.
26. Там же.
27. Алексеев С.П., Карцов В.Г. История СССР: учебная книга для 4-го класса. М, 1962. С. 146.
28. ОГАЧО. Р-1282. Оп. 2. Д. 244. Л. 100-101. О роли космоса в атеистической пропаганде см. также: Панфилова Т., Скребицкий М. (ред.). Спутник атеиста. М, 1961. С. 362, 365-366.
29. Так, например, в статье ?Челябинские пионеры ? пионеру космоса ? говорилось об инициативе совета дружины школы ? 59 написания письма Ю.Гагарину. См.: Челябинский рабочий. 1961. 16 апреля;Фотография ответных писем космонавтов хранится в школьном музее лицея ? 1 в Челябинске. См.: фото ? 3.
30. В ответ было получено письмо из Москвы с сообщением, что удостоверения были переданы космонавтам. См.: Челябинский рабочий. 1963. 13 апреля.
31. Из поздравления школьникам с первым учебным днем. Цит. по: Мурзилка. 1962. ? 9. С. 2.
32. Мурзилка. 1958. ? 2. С.14.
33. Мурзилка. 1960. ? 11. С.7.
34. Жить и верить - это замечательно./ Перед нами ? небывалые пути:/ Утверждают космонавты и мечтатели,/ Что на Марсе будут яблони цвести. Мурадели В., Долматовский Е. Опубл. на сайте:
http://www.sovmusic.ru/download
35. ОГАЧО. Р-1282. Оп. 2. Д. 230. Л. 1-9.
36. Подробнее о конструировании детской модели мира см.: Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 1999. С. 11-13.
37. Беленький Е. Репортаж ? 1 совещания планет солнечной системы. // Уральские огоньки. 1959. ? 1(11). С. 40.
38. Создание рисунка опирается на сумму опытов ? оптических, пространственных, когнитивных и аффективных переживаний личности. См.: Rei? W. Zur Produktion und Analyse von Kinderzeichnungen // Friederike Heinzel (Hrsg.). Methoden der Kindheitsforschung. Ein ?berblick ?ber Forschungszug?nge zur kindlichen Perspektive. Weinheim u. M?nchen, 2000. Об этом также см.: Rei? W. Die Kindererziehung. Wege zum Kind durch seine Zeichnung. Neuwied, Kriftel, Berlin, 1996; Kl?ger M. Das Bild und die Welt des Kindes. Ein monographischer Bericht ?ber die Bilder zweier Kinder vom 2. bis zum 14. Lebensjahr. M?nchen, 1974. S.
39. Свободные детские тексты понимаются как ?прочно зафиксированные проявления жизни? (Дильтей, нем. ?dauernd fixierte Lebens?u?erungen?). Cм.: R?hner C. Freie Texte als Selbstzeugnisse des Kinderlebens // Friederike Heinzel (Hrsg.). Methoden der Kindheitsforschung ... S.
40. Анализу космической тематики в советской изобразительной традиции и ее роли в культуре потребления посвящена статья М. Рютерс. См.: Рютерс М. Детство, космос и потребление в мире советских изображений 1960-х гг.: к вопросу о воспитании оптимизма в отношении будущего // Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия: сб.ст. Челябинск, 2008. С. 451-472.
41. Рис. ? 4. Мурзилка. 1959. ? 4. С. 22.
42. Фото корабля ?Восток? опубл. на сайте: http://www.fotopiter.ru/photo/309009/
43. Рис. ? 5. Мурзилка. 1959. ? 4. С. 22- 23.
44. Балакина О. Танины мечты // Уральские огоньки. 1959. ? 1(11). С. 24.
45. Там же.
46. Мурзилка. 1961. ? 11. С. 3.
47. ОГАЧО. Р-1282.Оп. 2. Д. 244. Л. 111.
48. Из интервью с А. Бергманом. Записано 19.01.2009.
49. Там же


Комментарии (6)

URC FREEnet

координаторы проекта: kulthist@chelcom.ru, вебмастер: